Статья рассказывает о том, как сделать ленточный шлифовальный станок своими руками из подручных средств. Рассмотрены два варианта – на основе электродвигателя от швейной машинки, а также с электрической дрелью в роли привода, с описанием пошаговых технологий работ для каждого способа.
- Что такое ленточный шлифовальный станок
- Ленточная шлифовальная машина своими руками из швейной машинки
- Что понадобится
- Изготовление роликов для шкивов
- Закрепление роликов на валу электромотора
- Изготовление станины для ленточной шлифовальной машины
- Приспособление для движимого колеса
- Опоры для станины ленточного шлифовального станка
- Присоединение роликов ленточного шлифовального станка
- Ленточный шлифовальный станок своими руками из электрической дрели
- Какие понадобятся инструменты
- Порядок изготовления самодельной шлифмашины из электрической дрели
Что такое ленточный шлифовальный станок
Ленточный шлифовальный станок, также известный как ЛШМ или гриндер, используют для следующих типов работ:
- изготовление, периодическая заточка ножей;
- завершающая шлифовка деревянной поверхности перед покрытием лаком или покраской;
- закругление острых углов обрабатываемых деревянных заготовок;
- заточка прутьев с острым концом.
Ленточный шлифовальный станок годится для работ не только с деревом, но также с фанерой и некоторыми видами металлов: медью, латунью, алюминием, сталью. По сути, гриндер выполняет все те же задачи, что точило.
Устройство ленточного шлифовального станка следующее:
- В основе – три шкива. При включении двигателя начинает вращаться самый главный шкив, который приводит в движение ремень с абразивной лентой.
- Второй шкив аналогичной толщины, но меньшего радиуса, закрепляется на подшипнике.
- Третий шкив устанавливается и вращается на верхнем рычаге. Функция этого колеса – держать в тугом натяжении абразивный ремень. С обратной стороны ленточной шлифмашины верхний рычаг прикрепляется к раме с помощью пружины.
Ленточная шлифовальная машина своими руками из швейной машинки
Первый вариант – изготовить ленточный шлифстанок на основе электродвигателя от швейной машинки. В этом примере используется движок на 220 В мощностью 12 А. Для небольших объёмов шлифования будет достаточно 6 ампер, но регулярная заточка требует более сильный мотор – минимум 12 А. Тем не менее, мастера рекомендуют ставить такой электродвигатель сразу, чтобы потом не пришлось производить экстренную замену.
Что понадобится
Для изготовления с нуля самодельной шлифмашины из мотора швейной машинки, помимо самого движка, нужно иметь полный список подручных приспособлений:
- Подшипники, болты, шайбы, гайки разных диаметров;
- газовый лифт для мебели;
- листовая сталь толщиной не менее 3 мм;
- водопроводные трубки из ПВХ;
- металлопластиковые трубки для втулок;
- магнитные сварочные уголки;
- эпоксидный клей двухкомпонентный;
- машинное масло и маслёнка для смазки;
- пассатижи либо тиски;
- метчик;
- зачистной абразивный круг;
- шлифовальная лента нужной ширины;
- угольник;
- рулетка;
- маркер.
В процессе работы понадобится помощь следующих инструментов:
- болгарка;
- шуруповёрт;
- сварочный аппарат, защитная маска, рукавицы.
Изготовление роликов для шкивов
Первый этап – изготовление роликов, которые надеваются на шкивы. Чаще всего выбирают между двумя способами: выточить колёсики на токарном станке или, что более просто, вырезать из водопроводных ПВХ труб. Толщина корпуса делается одинаковой и соответствует ширине используемой абразивной ленты: для 10-сантиметровой ленты изготовляется ролик толщиной 10 см, и так далее. Для диаметра колёс есть требование: главный шкив, приводящий в движение ременную передачу, должен быть на 2-3 см больше в диаметре, чем два других.
Внутрь ПВХ трубы будут помещаться уплотнительные втулки, нарезанные из металлопластиковой трубки – две короткие и одна аналогичная по длине корпусу ролика. Поэтому важно найти металлопластиковую трубку такого диаметра, чтобы она плотно усаживалась в корпус. В колёсико, которое будет ведущим, с помощью эпоксидного клея устанавливается длинная втулка, а в два ведомых клеятся короткие втулки. С обеих сторон их лучше сразу придавить подшипниками.
Закрепление роликов на валу электромотора
Следующий этап изготовления ленточной шлифовальной машины своими руками – установка колёсика на шкив двигателя. На валу электромотора от швейной машинки родной шкив на конце имеет специальное винтовое крепление – гужон, и в самоделке он не нужен. Крепёж отвинчивается, а шкив снимается с вала двигателя.
Для крепления понадобится длинный винт. Мастер замеряет его диаметр и высверливает в корпусе ролика радиальное отверстие под этот винт. Длина подгоняется так, чтобы винт в зажатом положении не выступал за поверхность ролика. Колесо со вставленным шкивом надевается на вал и закручивается длинным винтом через радиальное отверстие.
Изготовление станины для ленточной шлифовальной машины
Далее необходимо сделать основание ленточной шлифовальной машины – станину или раму. Понадобится листовая сталь толщиной от 3 мм. Оптимальные размеры станины в этом случае – 20-25 см в длину и 15 см в ширину. Болгаркой от листа стали отрезается фрагмент нужной величины, а затем вдоль длинной стороны откладывается по 2 см от углов. В этих точках делается разметка, по которой высверливают отверстия.
С помощью метчика в отверстиях проделывается резьба, куда вкручиваются винты с двумя ведомыми роликами. На них надевается шлифовальная лента, а третье, ведущее, колёсико размещается так, чтобы обеспечить её натяжение. Найдя нужное положение ведущего колеса, мастер размечает на станине его центр и коронкой по металлу высверливает отверстие для размещения двигателя.
Важно! Помимо большого отверстия для мотора, по бокам от него стоит просверлить две маленькие дырки для крепёжных шпилек.
Приспособление для движимого колеса
В ленточном шлифовальном станке одно из двух ведомых роликовых колёсиков должно быть подвижным. Причём речь идёт не только о движениях в вертикальной плоскости относительно станины, но также об изменении наклона. С этой целью от станины ленточной шлифмашины отрезается сегмент вместе с гнездом под крепёжный винт так, как показано на фото.
Отрезанный сегмент разделяется на две неравные части: квадратную с отверстием и продолговатую. Понадобится только первая часть. Задача в том, чтобы соединить квадратик с дыркой и раму с помощью шарнирного соединения и промежуточной пластины с длиной, аналогичной короткой стороне станины.
Делается приспособление, аналогичное дверной петле:
- Квадрат плотно прижимается к промежуточной пластине зажимными тисками.
- Берётся болт такой же длины, как квадрат, на который закручиваются на небольшом расстоянии друг от друга по 1две гайки – сверху и снизу.
- Болт с гайками устанавливается лёжа на квадрат по длинной стороне пластины. Крайние гайки сверху и снизу сварочным аппаратом привариваются к пластине, а две средние – к квадрату, который становится такой себе дверцей с перемещающимся подвижным колёсиком.
- На противоположном конце соединительной пластины сверлится отверстие для присоединения к станине.
- Между пластиной и станиной помещается увеличенная шайба, после чего вставляется соединительный болт и закрепляется гайкой. Верхний рычаг ленточной шлифовальной машины готов.
- Чтобы обеспечить натяжение ленты шлифмашинки по дереву, левее дверцы сверлится отверстие, к которому присоединяется мебельный газлифт. Второе гнездо под лифт сверлят рядом с отверстием для другого ведомого ролика.
Опоры для станины ленточного шлифовального станка
После того, как станина ленточой шлифовальной машинки по дереву полностью собрана, осталось поставить её на устойчивые ножки. Понадобятся две согнутые металлические дуги небольшой высоты. Можно приобрести готовые изделия или сделать опоры самостоятельно из стального прута на гибочном инструменте. Вверху изгиба каждой дуги болгаркой высверливается перпендикулярная прорезь для помещения туда станины. Предварительно ещё раз замеряется толщина станины – она должна соответствовать ширине прорези. Когда выемки будут вырезаны, в них вставляется станина и приваривается. Для того чтобы не было хождения и чётко выдерживался прямой угол, пригодятся магнитные сварочные уголки.
К собранной раме ленточного шлифовального станка остаётся добавить ещё одно приспособление. Перпендикулярно передней стороне станины сбоку на одной линии с правыми краями роликов приваривается опорная пластина – она обеспечит ровность движения шлифовальной ленты. Станина готова, дальше можно её зачищать и покрывать слоем краски.
Присоединение роликов ленточного шлифовального станка
В готовую, стоящую на твёрдых опорах раму дальше вкручиваются ролики. Первым к рычагу привинчивают подвижное колесо. От пластины рычага отводится вверх дверца, и в отверстие в ней закручивается винт с роликом, с задней стороны закрепляющийся контргайкой.
Второе ведомое колёсико ленточной шлифовальной машины крепится в соответствующем отверстии внизу станины с помощью болта со стопорной гайкой. Наконец, в большую прорезь помещается главный ролик, уже соединённый с электродвигателем швейной машинки. В маленькие дырки слева и справа от основного паза закручиваются штатные болты двигателя, и с передней стороны фиксируются маленькими гайками. После этого остаётся лишь надеть шлифовальную абразивную ленту на все три ролика и запустить станок для проверки работы. Возможно, понадобится подкорректировать угол наклона колеса на рычаге с помощью регулировочного винта.
Важно! Подстраивать угол наклона следует только после запуска двигателя ленточного шлифовального станка, а не до.
Ленточный шлифовальный станок своими руками из электрической дрели
Ещё один способ сделать в домашних условиях станок для шлифовки с ленточной передачей подразумевает использование в качестве привода электродрели. Модели на аккумуляторе не подойдут, требуется именно сетевая дрель.
Какие понадобятся инструменты
Для изготовления своими руками ленточной шлифмашины понадобятся следующие материалы:
- Электродрель;
- деревянные перила;
- толстый фанерный лист;
- резьбовая шпилька;
- стальной лист толщиной не меньше 3 мм;
- подшипники, гайки, болты, шайбы разных размеров;
- строительные уголки с отверстиями;
- несколько деревянных брусков для крепления дрели.
Порядок изготовления самодельной шлифмашины из электрической дрели
Поэтапно технология изготовления ленточного шлифовального станка будет следующей:
- От перил отрезается два куска одинаковой длины под опоры станины.
- С помощью коронки по дереву из фанерного листа вырезается много кругов одинакового диаметра. Круги затем накладываются друг на друга и склеиваются в ведущее и ведомое колесо. В этом варианте ленточного шлифовального станка роликов будет не три, как обычно бывает, а два.
- Из того же фанерного листа отрезается прямоугольник, который будет основанием ленточной шлифовальной машинки.
- Опоры из перил прикручиваются к основанию саморезами.
- По центру склеенных роликов сверлится отверстие с диаметром крепежного болта. Кроме того, сверху и снизу каждого колеса необходимо высверлить посадочные места под уплотнительные подшипники.
- С одной стороны перил сверлятся выемки для резьбовой шпильки, на которой будет крепиться приводное колесо.
- На втором куске деревянных перил прорезаются два отверстия для шпильки с ведомым роликом. Затем колёса устанавливаются в назначенные места.
- Из деревянных брусьев изготавливается составное держащее приспособление для дрели. К станине ленточной шлифовальной машины прикручивается прямоугольная площадка длины чуть большей, чем диаметр колеса. После этого вырезаются два одинаковых П-образных деревянных фрагмента с полукруглыми выемками.
Вместе эти пазы должны составить круг такого диаметра, чтобы туда без помех проходил патрон электродрели. Убедившись в соблюдении этого условия, мастер устанавливает на ближний к себе край приделанной площадки первый П-образный брус, сверху ставит второй, и затем скрепляет воедино бруски и опорную площадку болтами с гайками.
- В паз устанавливается электродрель, к патрону подводится и надёжно зажимается конец резьбовой шпильки приводного колеса.
- С внешней стороны обоих опор будущего ленточного шлифовального станка прикручивается по уголку с отверстиями. Дальше надо соединить дырку уголка с краем винта, на котором закреплено ведомое колёсико. Для этого понадобится приварить торцом гайку к длинной резьбовой шпильке. Гайка надевается на винт колеса, а шпилька заходит в отверстие уголка, и фиксируется с обратной стороны. Операция делается для регулировки натяжения абразивной шлифовальной ленты.
- Дополнительно сверху на опоры прикрепляется платформа из стального листа. Замеряется расстояние между краями роликов, и вырезается фрагмент стали примерно такой же длины. Платформа прикручивается к опорным перилам.
- Теперь осталось интегрировать в систему шлифовальную ленту. Конец полосы заводится под колёса, выводится наверх с другой стороны и идёт поверх стальной платформы.
Этот конец удерживается одной рукой, а вторая подводит к нему продолжение ленты. На месте, где заканчивается удерживаемый конец, шлифовальная лента разрезается, и задача – соединить два края в одну ременную передачу. Для этого стоит взять ещё один маленький кусок абразивной полосы, перевернуть вверх дном и обильно капнуть надёжным клеем.
Низ обоих концов разрезанной полосы приклеивается к этому фрагменту очень тщательно, ведь при плохом креплении такой ремень быстро порвётся, и придётся затягивать шлифовальную ленту заново.
- В паз подводится электродрель, запуском двигателя тестируется работа собранного ленточного шлифовального станка.
Самодельный ленточный шлифовальный станок из дрели может быть выполнен как в горизонтальном, так и в вертикальном виде. Для второго варианта дополнительно устанавливается перпендикулярный опорный столик.