Почему перестал долбить перфоратор — основные причины и способы устранения

В работе перфоратора главную роль играет удар, а не вращение бурящего механизма. Если ударная сила ослабевает или вовсе исчезает, просверливать поверхности таким инструментом становится невозможно. Причины того, почему перфоратор перестал долбить, относятся как к механике, так и к электрической части. Статья рассказывает про неполадки и способы их устранения.

Устройство и работа ударного механизма

Прежде чем говорить непосредственно о причинах неполадок с бурящей частью перфоратора, стоит понять устройство ударного механизма. Он состоит из:

  • шестерни с косыми зубцами, которая передаёт импульс вращения от двигателя к буру;
  • подшипника качения. Больше он известен как пьяный подшипник;
  • стволового поршня;
  • летающего поршня или ударника;
  • бойка.

Почему перестал долбить перфоратор - основные причины и способы устранения

Сам рабочий цикл повторяется по одному и тому же алгоритму:

  1. Нажатие на кнопку запуска передаёт импульс вращения от двигателя на шестерню с косыми зубчиками.
  2. На одном валу с ней расположен пьяный подшипник. Он приводит в движение стволовой поршень.
  3. За счет этого движения между поршнем и ударником увеличивается давление воздуха. Оно заставляет летающий поршень бить по бойку.
  4. Боёк передаёт импульс удара в бурящую часть.
  5. После удара стволовой поршень возвращается назад, давление воздуха между ним и ударником ослабевает. Летающий поршень также возвращается в исходную позицию.

Большая часть известных производителей выпускает перфораторы с тремя режимами работы:

  • удар и вращение;
  • только удар;
  • только вращение.

Причины отсутствия удара у перфоратора

Определить, в чем причина того, что перфоратор плохо бьет или не бьет совсем, иногда можно визуально. В других случаях требуется разбор механической части или мотора. Теперь подробнее о распространенных неполадках.

Почему перестал долбить перфоратор - основные причины и способы устранения

Нет удара, но вращается

Если перфоратор перестал долбить, но сверлит под нагрузкой и в холостом режиме, причины неполадки могут быть следующие:

  1. Боек расположен во втулке. При работе инструмента на неё приходится часть импульса удара, что со временем приводит к деформации или поломке втулки. Боек оказывается заблокированным осколками втулки, заклинивает, и перфоратор уже не может долбить.
  2. Износ компрессионного кольца на ударнике. Чем он больше, тем слабее будет сила удара. Выход – замена компрессионного кольца.
  3. Повреждение либо полное разрушение обоймы пьяного подшипника. Она также подлежит смене.
Почему перестал долбить перфоратор - основные причины и способы устранения
Пьяный подшипник в обойме
  1. Неполадка с переключателем режимов работы. Обычно это связано с износом, деформациями перфоратора. Переключатель выходит из направляющих пазов. Его необходимо вернуть в правильное положение, а если это неэффективно – поставить новый.
  2. Инструмент давно не смазывался маслом. Пыль забивает все отверстия цилиндров для проникновения воздуха, что со временем приводит к утрате ударной мощности. Нельзя использовать слишком густые смазки – из-за них перфоратор тоже перестанет долбить.
  3. На промежуточном валу срезались зубцы муфты сцепления.

Долбит, но не сверлит

Когда перфоратор нормально долбит, но не крутит, причины в следующем:

  • Ослабевание натяжения пружины, которая придавливает муфту сцепления;
  • Шестерня вала ствола не фиксируется стопорным роликом;
  • Срезаны зубцы на малой шестерне ротора. Варианты – заменить или одну шестерню, или весь ротор.

Подробнее об устранении неисправностей с ударным механизмом перфоратора рассказывает видео:

Бурящая часть застряла в патроне

Иногда не нужно разбирать перфоратор, чтобы понять, из-за чего он не бьет. Бывает, что бур застревает в патроне.

Почему перестал долбить перфоратор - основные причины и способы устранения
Заедание бура

Это вызвано такими причинами:

  1. При установке бура в патрон на хвостовик не была нанесена смазка. Надо аккуратно сдвинуть уплотнительную резинку на патроне и добавить на место соединения WD-40.
  2. Сломался хвостовик. В этом случае нужно сначала впрыснуть WD-40, а только затем пробовать извлечь бур. Если не получается, стоит разобрать патрон и выбить бур.
  3. Роль бура исполняет сверло с переходником. Здесь также сперва обрабатывают место соединения WD-40. Спустя несколько минут можно начинать легко постукивать молотком по патрону, второй рукой планомерно расшатывая сверло. После этого зажимные кулачки патрона должны разжаться.
Почему перестал долбить перфоратор - основные причины и способы устранения
Не обойтись без WD-40

Бур вылетает из патрона

Когда во время работы под нагрузкой бурящий механизм выпадает из патрона, причина в выработке либо поломке последнего. Нужно снять и разобрать патрон, чтобы определить источник проблемы.

Важно! Дальше работать с таким шуруповертом не получится, к тому же, выпадающий бур может нанести травму.

Слетает патрон

Если с перфоратора срывается патрон, причина в вышедшем из строя стопорном кольце на месте крепления патрона к растровой втулке. Выход простой – заменить кольцо.

Неполадки с электрической частью

Если перфоратор подключен в сеть, но при запуске наблюдается либо отсутствие удара, либо отсутствие кручения, либо и то, и другое, причины стоит искать в плоскости электрики. Обычно указанные неполадки сопровождаются следующими признаками:

  • посторонние звуки, не характерные при нормальной работе;
  • мотор гудит, но рабочий вал не крутит;
  • графитовые щётки искрят;
  • отчётливый запах гари, видимые испарения, чёрный дым;
  • корпус перфоратора очень разогрелся.

Мотор гудит, но вращения нет

В этом случае очаг неполадки скрыт в редукторе двигателя: он не дает ротору крутиться. Если же звука нет никакого, причин больше:

  • сбой в цепи электропитания;
  • выход из строя кнопки пуска;
  • короткое замыкание в обмотках катушек.

Так или иначе, придётся разобрать электродвигатель, проверить наличие замыкания, и только потом делать ремонт.

Почему перестал долбить перфоратор - основные причины и способы устранения

Искрение графитовых щёток

Эта неисправность связана с износом щёток – их стоит заменить. Если же искрение не прекратится и на новых щётках, причина в двигателе, а точнее – в обмотках статора и ротора. При сборке перфоратора на заводе на эти обмотки наносят специальный защитный лак, который противодействует проникновению пыли внутрь ротора и статора.

Почему перестал долбить перфоратор - основные причины и способы устранения
Статор с обмоткой

Если не проводить периодическую профилактику, пыли на обмотках становится столько, что лак затирается. Это чревато возникновением короткого замыкания. Из-за него-то на щётках и могут появляться искры. Для проверки наличия замыкания применяют мультиметр.

Профилактические меры:

  • периодическая смена щёток;
  • смазывание маслом подшипников рабочего вала ротора;
  • нанесение нового слоя лака на обмотки ротора и статора вместо затёршегося.

Перегрев корпуса, запахи, дым

Иногда причина, по которой не работает ударный механизм перфоратора – сильное нагревание корпуса, подкреплённое запахом гари и выделением дыма. Необходимо тут же выключить инструмент, и дать ему время остыть. Быстрый разогрев после следующего включения подразумевает необходимость разбора двигателя и поиска поломки.

Важно! Разбирать можно только полностью остывший перфоратор.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...