В работе перфоратора главную роль играет удар, а не вращение бурящего механизма. Если ударная сила ослабевает или вовсе исчезает, просверливать поверхности таким инструментом становится невозможно. Причины того, почему перфоратор перестал долбить, относятся как к механике, так и к электрической части. Статья рассказывает про неполадки и способы их устранения.
- Устройство и работа ударного механизма
- Причины отсутствия удара у перфоратора
- Нет удара, но вращается
- Долбит, но не сверлит
- Бурящая часть застряла в патроне
- Бур вылетает из патрона
- Слетает патрон
- Неполадки с электрической частью
- Мотор гудит, но вращения нет
- Искрение графитовых щёток
- Перегрев корпуса, запахи, дым
Устройство и работа ударного механизма
Прежде чем говорить непосредственно о причинах неполадок с бурящей частью перфоратора, стоит понять устройство ударного механизма. Он состоит из:
- шестерни с косыми зубцами, которая передаёт импульс вращения от двигателя к буру;
- подшипника качения. Больше он известен как пьяный подшипник;
- стволового поршня;
- летающего поршня или ударника;
- бойка.
Сам рабочий цикл повторяется по одному и тому же алгоритму:
- Нажатие на кнопку запуска передаёт импульс вращения от двигателя на шестерню с косыми зубчиками.
- На одном валу с ней расположен пьяный подшипник. Он приводит в движение стволовой поршень.
- За счет этого движения между поршнем и ударником увеличивается давление воздуха. Оно заставляет летающий поршень бить по бойку.
- Боёк передаёт импульс удара в бурящую часть.
- После удара стволовой поршень возвращается назад, давление воздуха между ним и ударником ослабевает. Летающий поршень также возвращается в исходную позицию.
Большая часть известных производителей выпускает перфораторы с тремя режимами работы:
- удар и вращение;
- только удар;
- только вращение.
Причины отсутствия удара у перфоратора
Определить, в чем причина того, что перфоратор плохо бьет или не бьет совсем, иногда можно визуально. В других случаях требуется разбор механической части или мотора. Теперь подробнее о распространенных неполадках.
Нет удара, но вращается
Если перфоратор перестал долбить, но сверлит под нагрузкой и в холостом режиме, причины неполадки могут быть следующие:
- Боек расположен во втулке. При работе инструмента на неё приходится часть импульса удара, что со временем приводит к деформации или поломке втулки. Боек оказывается заблокированным осколками втулки, заклинивает, и перфоратор уже не может долбить.
- Износ компрессионного кольца на ударнике. Чем он больше, тем слабее будет сила удара. Выход – замена компрессионного кольца.
- Повреждение либо полное разрушение обоймы пьяного подшипника. Она также подлежит смене.
- Неполадка с переключателем режимов работы. Обычно это связано с износом, деформациями перфоратора. Переключатель выходит из направляющих пазов. Его необходимо вернуть в правильное положение, а если это неэффективно – поставить новый.
- Инструмент давно не смазывался маслом. Пыль забивает все отверстия цилиндров для проникновения воздуха, что со временем приводит к утрате ударной мощности. Нельзя использовать слишком густые смазки – из-за них перфоратор тоже перестанет долбить.
- На промежуточном валу срезались зубцы муфты сцепления.
Долбит, но не сверлит
Когда перфоратор нормально долбит, но не крутит, причины в следующем:
- Ослабевание натяжения пружины, которая придавливает муфту сцепления;
- Шестерня вала ствола не фиксируется стопорным роликом;
- Срезаны зубцы на малой шестерне ротора. Варианты – заменить или одну шестерню, или весь ротор.
Подробнее об устранении неисправностей с ударным механизмом перфоратора рассказывает видео:
Бурящая часть застряла в патроне
Иногда не нужно разбирать перфоратор, чтобы понять, из-за чего он не бьет. Бывает, что бур застревает в патроне.
Это вызвано такими причинами:
- При установке бура в патрон на хвостовик не была нанесена смазка. Надо аккуратно сдвинуть уплотнительную резинку на патроне и добавить на место соединения WD-40.
- Сломался хвостовик. В этом случае нужно сначала впрыснуть WD-40, а только затем пробовать извлечь бур. Если не получается, стоит разобрать патрон и выбить бур.
- Роль бура исполняет сверло с переходником. Здесь также сперва обрабатывают место соединения WD-40. Спустя несколько минут можно начинать легко постукивать молотком по патрону, второй рукой планомерно расшатывая сверло. После этого зажимные кулачки патрона должны разжаться.
Бур вылетает из патрона
Когда во время работы под нагрузкой бурящий механизм выпадает из патрона, причина в выработке либо поломке последнего. Нужно снять и разобрать патрон, чтобы определить источник проблемы.
Важно! Дальше работать с таким шуруповертом не получится, к тому же, выпадающий бур может нанести травму.
Слетает патрон
Если с перфоратора срывается патрон, причина в вышедшем из строя стопорном кольце на месте крепления патрона к растровой втулке. Выход простой – заменить кольцо.
Неполадки с электрической частью
Если перфоратор подключен в сеть, но при запуске наблюдается либо отсутствие удара, либо отсутствие кручения, либо и то, и другое, причины стоит искать в плоскости электрики. Обычно указанные неполадки сопровождаются следующими признаками:
- посторонние звуки, не характерные при нормальной работе;
- мотор гудит, но рабочий вал не крутит;
- графитовые щётки искрят;
- отчётливый запах гари, видимые испарения, чёрный дым;
- корпус перфоратора очень разогрелся.
Мотор гудит, но вращения нет
В этом случае очаг неполадки скрыт в редукторе двигателя: он не дает ротору крутиться. Если же звука нет никакого, причин больше:
- сбой в цепи электропитания;
- выход из строя кнопки пуска;
- короткое замыкание в обмотках катушек.
Так или иначе, придётся разобрать электродвигатель, проверить наличие замыкания, и только потом делать ремонт.
Искрение графитовых щёток
Эта неисправность связана с износом щёток – их стоит заменить. Если же искрение не прекратится и на новых щётках, причина в двигателе, а точнее – в обмотках статора и ротора. При сборке перфоратора на заводе на эти обмотки наносят специальный защитный лак, который противодействует проникновению пыли внутрь ротора и статора.
Если не проводить периодическую профилактику, пыли на обмотках становится столько, что лак затирается. Это чревато возникновением короткого замыкания. Из-за него-то на щётках и могут появляться искры. Для проверки наличия замыкания применяют мультиметр.
Профилактические меры:
- периодическая смена щёток;
- смазывание маслом подшипников рабочего вала ротора;
- нанесение нового слоя лака на обмотки ротора и статора вместо затёршегося.
Перегрев корпуса, запахи, дым
Иногда причина, по которой не работает ударный механизм перфоратора – сильное нагревание корпуса, подкреплённое запахом гари и выделением дыма. Необходимо тут же выключить инструмент, и дать ему время остыть. Быстрый разогрев после следующего включения подразумевает необходимость разбора двигателя и поиска поломки.
Важно! Разбирать можно только полностью остывший перфоратор.