Даже недорогие перфораторы при правильной эксплуатации нуждаются в своевременном техническом обслуживании. В более тяжёлых условиях работают разнообразные шлифовальные машины, в том числе болгарки, и штроборезы. Высокие скорости вращения и перемещения элементов механизма, значительные нагрузки, к которым добавляется мелкодисперсная пыль, отрицательно влияют на качество работы. Инструмент нуждается в периодической разборке и очистке, в процессе которых проводится смазка для перфоратора.
Что нужно смазывать
В соответствии с инструкцией по эксплуатации внутри перфоратора нужно смазывать редуктор и подшипники. Обслуживание можно провести своими руками.
Хвостовик бура
Бетонная пыль – отменный абразивный материал. Проникая внутрь, она ускоряет износ патрона и хвостовика насадки. Перед каждой установкой оснастки в патрон перфоратора хвостовик бура тщательно очищается от пыли и прочих загрязнений и смазывается. Наносят «Литол» на шлицы хвостовика – в закрытые и открытые канавки, которое равномерно распределяется по всей их длине.
Большинство владельцев инструмента предпочитают входящий в комплект поставки антиадгезив, но:
- ему свойственно закачиваться;
- оригинал стоит немалых денег, и его не всегда отыщешь в магазине.
Многие предпочитают классический жировой солидол или «Литол». Последний демонстрирует неплохие результаты, но без недостатков не обходится.
- Материал известен невысокой водостойкостью – способен пропускать влагу к соприкасающимся поверхностям, которая вызывает коррозию металлических компонентов. Ржавчина ускоряет износ патрона.
- Особенность литола как смазки для патрона перфоратора – быстрый износ. После десятка минут работы «Литол» превращается в обработку, его механические показатели падают, и эффективность снижается.
- Стоимость. Да-да, доступность в данной ситуации – слабая сторона. Если смазка дешевая, значит её накладывают, не жалея, а зря. Ещё ни одному патрону перфоратора на пользу такая щедрость не пошла.
«Литол» можно порекомендовать людям:
- готовым периодически останавливать работу для замены износившейся смазки на новую в рекомендуемых производителем объёмах – по капле в каждую канавку;
- не работающим и не хранящим перфоратор в условиях повышенной влажности;
- желающим сэкономить на смазочных материалах;
- владеющих недорогим перфоратором – на расходниках для профессиональных моделей экономить не рекомендуется.
Если во время работы из патрона вылетают капли масла, значит, она не предназначена для работы при повышенной температуре, хвостовик насадки сильно нагрелся либо её слишком много нанесено.
Редуктор
Редукторы перфораторов бывают двух разновидностей. В устройствах с кривошипно-шатунным механизмом это модель с раздельным от ударной группы исполнением, с качающимся подшипником – реализован по храповому типу.
Редуктор – это пара шестерёнок с прямым или косым зубом, которые передают вращательный момент к патрону с насадкой. Смазка для редуктора перфоратора щедро наносится на зубья всех шестеренок и компоненты ударной группы «пьяный подшипник». Для этого устройство придётся разобрать, избавиться от отработанного компаунда, параллельно оценив состояние механических компонентов – не пора ли их заменить.
Смазка должна быть инертной к пластику, из которого изготавливается значительная часть корпусов, особенно недорогих перфораторов.
Частота замены смазки конкретной модели указана в инструкции по эксплуатации, она зависит от:
- качества металла, из которых изготовлены трущиеся детали;
- интенсивности эксплуатации инструмента;
- уровня нагрева компонентов;
- качества смазочного материала, его количества;
- условий работы.
Для большинства недорогих моделей перфораторов техобслуживание рекомендуется проводить каждый 200 часов работы при условии использования качественной смазки. Если инструмент эксплуатируется редко – смазывать перфоратор нужно перед использованием раз в полгода. Любая синтетическая смазка со временем разлагается, теряя изначальные свойства.
Перед работой при низких и отрицательных температурах перфоратор должен поработать минуту-две на невысоких холостых оборотах для нагрева смазки – загустевший состав не столь эффективен.
Смазка редуктора и подшипника должна заполнять около 1/3 свободного объёма. Если нанести больше – начнёт изрядно греться, ускоряя старение металла.
Патрон
Патрон перфоратора отдельно не смазывается. Компаунд достаточно нанести на хвостовик сверла или бура.
Требования к смазке
Для редуктора и оснастки нужны разные масла – детали работают в различных условиях, при разном давлении и температурном режиме. Покупать рекомендуется составы, созданные производителями перфораторов. Если это инструмент Bosh или Макита, значит и расходный материал стоит брать под этим брендом.
Смазка для хвостовиков буров
На рынке полно составов, предназначенных для нанесения на хвостовик бура. Они отличаются вязкостью, но она обычно выше, чем густота смазки для передаточного механизма. Применять нужно рекомендуемый производителем перфоратора компаунд. Если входящий в комплект поставки смазка для буров перфоратора закончилась – купить её в официального дилера.
Смазка для редуктора
При сборке перфоратор смазывается должным образом. Вследствие работы состав изнашивается, вырабатывается, поэтому нуждается в периодической замене. Иногда в него проникают частицы пыли или отколовшиеся от шестерен кусочки металла, они становятся абразивными материалами, ускоряющими износ деталей. Для редуктора применяются масла, соответствующие ряду требований:
- водоотталкивающий эффект – защитит детали от проникновения влаги при работе и хранении перфоратора в сырых помещениях;
- работа при высокой температуре;
- самовосстановление;
- высокая адгезия – прилипание к поверхности стали, образование между деталями масляной плёнки;
- инерционность по отношению к стали – изготовляются шестерни, пластику и алюминию – корпус;
- защита металла от окисления;
- высокая температура каплепадения – препятствует падению смазки под действием центробежной силы;
- улавливание и отвод загрязнений из зоны контакта деталей.
Многие профессиональные перфораторы снабжаются отверстием для добавления смазки в редуктор. Через них отработанное масло из агрегата выливается, само отверстие плотно закрывается резиновой либо пластиковой пробкой. В таких моделях применяется жидкая смазка. По консистенции схожа с моторным маслом, но им не заменяется. Она омывает содержимое редуктора, поэтому ей не требуется прилипание.
Особенности графитовой смазки для перфоратора
Пластичные графитовые смазки всё чаще применяются в перфораторах. Они создаются на основе графита – одной из форм углерода с добавлением кальциевого масла и мыльного загустителя. Отвечают всем требованиям, предъявляемым к антиадгезивам для редуктора перфоратора, но обладают и недостатками:
- из-за низкой температуры плавление кальциевого загустителя;
- для узлов с высокой точностью изготовления подходят не лучшим образом – молекулы графита нарушают геометрию в местах контакта с металлом на микроскопическом уровне, что приводит к ускоренному износу деталей при высоких скоростях.
Как смазать перфоратор самостоятельно
Для обслуживания перфоратора его корпус необходимо разобрать, затем – все механические компоненты очистить от износившегося состава. Смазывается содержимое во время сборки инструмента.
- С подшипников из вала электрического двигателя и вторичного вала аккуратно снимаются пыльники – резиновые крышки, защищавшие трущиеся компоненты от пыли. Из них вымывается вся износившаяся смазка, на шарики тонким слоем наносится новая. Если добавить много, они начнут усиленно нагреваться.
- Опытные мастера применяют солидол или «Литол» при сборке инструмента – наносят его на колечки, которые ставятся на «ушки» гильзы. Так они никуда не потеряются во время установки пальца на посадочное место.
- Смазка тонким слоем наносится на шарики «пьяного» подшипника.
- В гнездо вторичного вала кладётся немного антиадгезива, он наносится и на шестерню редуктора.
- После фиксации вторичного вала перфоратора на место ставится гильза, её внутренняя поверхность смазывается, в туда опускается поршень с новым уплотнительным кольцом.
- Солидол наносится внутрь ствола и устанавливается на место.
- Немного антиадгезива наносится на подшипник, установленный в корпусе.
- Слегка смазывается стыковочная резинка, чтобы скользила во время сборки перфоратора.
- Все трущиеся делали щедро смазываются, но без фанатизма.
- Корпус собирается. Место посадки патрона смазывается до установки пружины.
Больше никуда антиадгезив не наносится. Смазка в патрон попадает из хвостовика оснастки.