Даже мощный профессиональный перфоратор нуждается в регулярном техническом обслуживании и периодическом ремонте. При поломке инструмент проще всего сдать в сервисный центр, но в таком случае придётся дождаться очереди и заплатить за услуги мастера. Даже без богатых познаний в электрике и механике ремонт перфоратора можно выполнить своими руками.
- Принцип работы и конструкция перфоратора
- Виды неполадок перфоратора
- Как разобрать перфоратор
- Разборка патрона перфоратора
- Как разобрать корпус перфоратора
- Разборка корпуса с электронной начинкой перфоратора
- Ремонт электрической части перфоратора
- Замена щёток двигателя
- Замена кнопки старта
- Ремонт механики перфоратора
- Не работает переключатель режимов
- Ударный механизм и редуктор
- Бочковый перфоратор
- Пистолетный перфоратор
- Как собрать перфоратор
- Как собрать бочковый перфоратор
- Как собрать пистолетный перфоратор
Принцип работы и конструкция перфоратора
Для ремонта перфоратора нужно хотя бы в общих чертах представлять, как он работает, из чего состоит.
Условно механизм инструмента представлен механической, электрической частями и корпусом, где они объединяются, взаимодействуют. Дополнительно он защищает узлы от отрицательного влияния внешней среды.
После запуска двигателя ротор мотора начинает вращаться благодаря действию ЭДС. Его крутящий момент передаётся по двум линиям:
- Посредством зубчатой передачи патрону с оснасткой, вращая их.
- Через ударный механизм, заставляющий совершать поступательно-возвратные движения бур. Насадка ударяет о материал, разрушая его.
Виды неполадок перфоратора
Неисправности перфоратора условно разделяют на электрические и механические. К электрическим относят:
- проблемы с кнопкой пуска;
- износ графитовых щёток;
- перегорание обмоток статора или ротора электромотора;
- засорение коллектора двигателя;
- выход из строя элементов электрической схемы: катушек, конденсаторов, резисторов;
- проблемы с контактами: окисление, отслоение, нарушение соединений.
Механических неполадок намного больше, и они встречаются чаще:
- мотор работает, но оснастка не двигается;
- заметны подтёки смазки;
- нетипичный шум и треск;
- не работает переключатель режимов;
- насадка не извлекается из патрона;
- заклинивание исполнительного механизма при работе;
- падение производительности;
- постоянно работает трещотка;
- пика или бур вылетают из патрона.
В большинстве случаев проблемы с механикой вызваны износом или поломкой комплектующих, чаще всего страдают подшипники и шестерни.
Как разобрать перфоратор
Для проведения диагностики и ремонта придется частично разобрать перфоратор.
Разборка патрона перфоратора
Если проблема кроется в патроне – насадка вылетает или застряла – его нужно демонтировать и разобрать.
- При помощи отвёртки или аналогичного заточенного предмета снимается резиновый пыльник (номер 1 на фото ниже) путём поддевания.
- Съёмником или отвёрткой извлекается стопорное кольцо (2).
- Снимается стальное кольцо (3).
- Аккуратно извлекается второе стопорное кольцо.
- Далее снимается пластина (4) с пружиной (5) путём поддевания отвёрткой.
- Извлекается пластиковый ползунок или пыльник (6).
- Из посадочных пазов вытаскивается стопорный шарик (7).
Все компоненты тщательно очищаются от грязи. Визуальный осмотр поможет выявить износ деталей. Их нужно заменить на аналогичные или поменять весь патрон. Шарик, стопорные кольца, пыльник можно отыскать в ближайшем сервисном центре или магазине с электрическим инструментом.
Патрон перфоратора собирается в обратном порядке с парой исключений в последовательности операций:
- На место ставится пружина (5), затем – шайба (4). Паз для удержания шарика должен совмещаться с пазом для его установки.
- Шайба прижимается к перфоратору, и шарик ставится на место.
- Наверх надевается ползунок (6).
- В посадочное место ставится большее стопорное кольцо.
- Поверх него – меньшая шайба (3).
- Затем второе стопорное колечко (2).
- Опускается ползунок, и на место монтируется пыльник (1).
Заливать патрон перфоратора смазкой категорически противопоказано, она наносится только на хвостовик насадки. К солидолу прилипает строительная пыль, которая начинает выполнять роль абразива – ускоряет износ составляющих патрона.
Как разобрать корпус перфоратора
Ремонт редуктора перфоратора, его двигателя, ударного механизма и замена щёток без разборки корпуса невозможны.
- Переключатель переводится в последнее положение, обычно – ударный режим.
- На нём зажимается кнопка-фиксатор, и тумблер поворачивается до упора вниз – ниже значка с молотком до появления щелчка.
- Кнопка поддевается отвёрткой или аккуратно вытаскивается на себя для извлечения из посадочного места.
- При помощи отвёртки или шуруповёрта отвинчиваются все шурупы, удерживающие заднюю крышку и обе части корпуса.
- Для отсоединения частей корпуса, условно с механическими и электрическими компонентами, нужно воспользоваться отвёрткой как рычагом.
- Для снятия корпуса с редуктора с ударным механизмом разбирается патрон.
Разборка корпуса с электронной начинкой перфоратора
Электрические компоненты расположены в задней части корпуса. Для их диагностики:
- Отвинчиваются винты, удерживающие заднюю крышку.
- Задняя крышка снимается.
- Кнопка запуска электродвигателя и сетевой кабель извлекаются из посадочных мест.
- Отсоединяются идущие к статору провода и выпрямляются, чтобы те ни за что не цеплялись при извлечении двигателя.
- Со щёток снимаются прижимные пружины.
- Блок реверса устанавливается в центральное положение и извлекается из корпуса.
- Корпус с электрикой отсоединяется от части с механикой.
- Ротор вытаскивается без усилий, затем откручивается воздухозаборник.
- Для извлечения статора корпус удерживается одной рукой, второй по нему со стороны выхода статора постукивают деревянным бруском.
Ремонт электрической части перфоратора
На проблемы с электрической частью перфоратора указывают: сильное искрение щёток, отсутствие реакции электродвигателя при нажатии на кнопку запуска, появление дыма и запаха гари при работе инструмента. Иногда мотор не набирает максимальные обороты, резко падает частота вращения двигателя, или он останавливается при небольших нагрузках, работает в импульсном режиме – частота вращения двигателя самопроизвольно изменяется даже без нагрузки.
Замена щёток двигателя
Об износе щёток свидетельствует повышенное искрение, характерный запах гари, нагрев щёткодержателей, плохой контакт – мотор иногда не запускается, самопроизвольно останавливается. Ещё одна причина – щётки искрят не только в зоне контакта с коллектором, а по всей его площади.
На заметку! Искрение по примеру коллектора – признак перекоса якоря или проблем с подшипником на его валу.
Для проверки работоспособности электромотора измеряется сопротивление противоположных контактов – пластин. Если оно одинаково – с обмотками всё в порядке, в ином случае возможно:
- короткое замыкание – падение сопротивления;
- обрыв провода – бесконечное или очень большое сопротивление.
Для замены щёток в сторону отводится прижимная пружина.
Контакты щёток отключаются от статора, и старые комплектующие извлекаются из посадочных мест – щёткодержателей. Коллектор – пластины, с которыми соприкасаются графитовые щётки и щёткодержатели –тщательно очищается от гари неметаллическим предметом, например, сухой салфеткой. Новые щётки устанавливаются в щёткодержатели и прижимаются пружинами – они ставятся на место при помощи отвёртки.
Замена кнопки старта
Снимается задняя крышка корпуса, из него извлекается старый переключатель, отсоединяются провода. Часть контактов отсоединяется после откручивания болтиков, часть – посредством хитрости. В отверстие возле контакта вставляется шило или шпилька для разблокировки провода.
Внимание! Перед извлечением проводов обязательно нужно запечатлеть, какой проводник куда подключается. Новичку будет непросто разобраться с подключением кнопки, даже несмотря на наличие принципиальной электрической схемы на её корпусе.
Контакты проводов просто вставляются в посадочные места нового переключателя. Фиксируется они автоматически. Где предусмотрено зажатие болтом, провод вставляется в отверстие, и болт зажимается отвёрткой, но не шуруповёртом.
Работоспособность кнопки можно проверить без сборки устройства. После стоит внимательно осмотреть все электрическое компоненты на предмет поврежденных мест пайки, окислов, вздувшихся конденсаторов, следов гари.
Ремонт механики перфоратора
Чаще всего у перфораторов страдают компоненты блока механики. Обычно они не ремонтируются, а меняются на новые. Распространенные неполадки:
- поломка переключателя режимов работы устройства;
- изношенные резинки ударника и бойка;
- выход из строя ударного механизма, ствола агрегата по причине износа;
- износ зубьев шестеренок;
- поломка зажимного патрона, в результате чего вылетает бур;
- износ подшипников.
Не работает переключатель режимов
Чтобы отремонтировать перфоратор с нерабочим переключателем режимов, тумблер достаточно снять, а скобу вернуть в исходное положение. Без опыта здесь не справиться. Дабы понять, что скоба сдвинулась, необходимо знать её изначальное положение.
Ударный механизм и редуктор
Собственноручно починить перфоратор, у которого возникли проблемы с ударным механизмом, можно. Из-за отличий в конструкции инструментов различается процесс их разборки. Источники неполадки в них практически идентичны: повреждения подшипников, шестерёнок, износ бойка, внутренней поверхности гильзы, прокладок, деформация шариков.
Бочковый перфоратор
Устройства с вертикальным расположением двигателя оснащаются кривошипно-шатунным ударным механизмом (КШМ).
Ударный механизм представлен кривошипом с подшипником, шатуном с поршнем. Обычно на эксцентрик устанавливается подшипник качения, но встречаются модели с подшипником скольжения, требующие периодической смазки. При её отсутствии или ухудшении свойств узел шустро приходит в негодность, его придётся полностью заменить.
- Снимается патрон.
- Из корпуса вывинчиваются все винты, и передняя часть отсоединяется от задней.
- Лёгкими постукиваниями деревяшкой в торец ствола или им о стол извлекается летающий поршень.
- Боёк выталкивается в направлении патрона, например, отвёрткой. Если не получится, он извлечётся позже.
- Деревянным или резиновым молотком ствол выбивается из корпуса. Если не получается, корпус придётся нагревать.
Теперь достаётся боёк, который ранее не поддался усилиям.
- Снимается стопорное кольцо, затем удерживаемый им подшипник.
- Из посадочных отверстий вытаскиваются фиксирующие шарики.
- Из ствола вытаскивается растровая втулка.
- Далее вытрушиваются ещё три шарика, удерживающие боёк. Они меньше диаметром, чем предыдущие.
- Боёк выдавливается отвёрткой.
- Все элементы очищаются и смазываются, где это необходимо, изношенные и повреждённые – меняются на аналоги.
На этом ремонт ударного механизма перфоратора завершен, устройство можно собирать.
Пистолетный перфоратор
В устройствах с горизонтальным расположением двигателя в качестве ударного механизма применяется качающийся или «пьяный» подшипник. Для поиска неисправности:
- Разбирается корпус перфоратора.
- Из него вынимается механическая часть инструмента.
- Далее необходимо разобрать редуктор перфоратора. Сначала извлекается растровая втулка, в данном случае сломано основание гильзы – она нуждается в замене.
- Гильза вытаскивается из растровой втулки.
- Извлекается шестерня, передающая крутящий момент шатающемуся подшипнику.
- Скоба снимается с подшипника путём «сощёлкивания».
- Из гильзы достаётся боёк: выталкивается отвёрткой или вытаскивается импровизированным крючком, изогнутым из проволоки.
- Для извлечения ротора его необходимо вытягивать, немного пошатывая во все стороны.
- Пьяный подшипник вытаскивается за пару секунд: между его корпусом и скобой вставляется отвёртка, и скоба вытаскивается – отщёлкивается от корпуса.
- Вал пьяного подшипника опускается вниз, и компонент извлекается из посадочного места.
- Из него вытаскивается толкающая пружина, шестерёнка, игольчатый подшипник.
- Все комплектующие тщательно очищаются от старой смазки.
- Затем – внимательно осматриваются на предмет повреждений, особенно подшипники. Они изнашиваются чаще всего, также повреждается место крепления вала к обойме «пьяного» подшипника.
- Неисправные компоненты заменяются на аналогичные.
- Всё смазывается качественным солидолом.
- Корпус редуктора также очищается от старой смазки и частиц металла, если что-то сломалось. Часто в нём обнаруживают шарики и сепараторы из подшипников, куски алюминия.
- Обязательно меняется компрессионная резинка на бойке.
Подшипники снимаются только при помощи съёмника без ударов по комплектующим. После подбора аналогов и смазки остаётся собрать перфоратор.
Как собрать перфоратор
Собирается инструмент в обратном разборке порядке.
Как собрать бочковый перфоратор
После замены и смазки детали собираются в единый агрегат.
- Смазанный боёк вставляется во втулку. Пазы на ней должны совпадать с отверстиями на бойке, иначе шарики не войдут в посадочные места.
- Шарики диаметром поменьше ставятся на места.
- В ствол вставляется втулка с бойком так, чтобы пазы на ней совпадали с отверстиями в стволе.
- В отверстия вставляются три шарика.
- Подшипник надевается поверх них. Важно, чтобы место его напрессовывания было чисто от смазки.
- Подшипник стопорится большим кольцом.
- Металлический корпус разогревается феном для упрощения запрессовки ударного механизма внутрь.
- На подшипник кладётся проставочная шайба, и механика вставляется в корпус.
- После остывания корпуса собирается патрон в следующей последовательности (см. как разобрать патрон): шарик, пружина, пыльник (5), пластина (4), шайба (3), стопорное кольцо (2) и резиновый пыльник.
- В ствол вставляется поршень резиновым кольцом назад и продавливается вглубь.
- Стволовая часть состыкуется с электронной.
- Все болты закручиваются на свои места и устанавливается переключатель режимов.
Как собрать пистолетный перфоратор
Всё действия, выполняемые при разборке, повторяются в обратном порядке с парой тонкостей.
- Пружина ставится на место, на неё надевается шестерёнка, куда вставляется игольчатый подшипник.
- Внутрь паза гильзы ставятся уплотнительные прокладки, в них вставляется палец или бочонок.
- Гильза соединяется с валом «пьяного» подшипника.
- На место ставится фиксирующая скоба.
- Скоба переключателя надевается на вал, который ставится внутрь шатающегося подшипника.
- Боёк опускается в гильзу.
- Растровый блок ставится на место.
- Смазка наносится на игольчатые подшипники в корпусе.
- Редуктор с ударным механизмом и прочей механикой в сборе ставится в корпус.
- Ротор возвращается на место с прокручиванием, иначе звёздочка не зайдёт в зацепление.
- Воздухозаборник ставится обратно.
- Ротор вставляется в корпус с электрическими компонентами.
- Части корпуса скручиваются.
- Щётки прижимаются пружинами.
- Кнопка ставится на место, все провода прячутся, чтобы не мешали установки крышки.
- Крышка надевается на корпус и привинчивается.
- На место ставится переключатель режимов, повёрнутый в положение, при котором вынимался с зажатым фиксатором.
- Патрон монтируется на место так, как на бочковый перфоратор.
В зависимости от модели перфоратора, алгоритм действий может немного отличаться, суть процесса остаётся неизменной. Для распознания части проблем нужен опыт и знания в области механики, электрики.