Шуруповёрт – ручной электрический инструмент, применяемый для завинчивания крепежей, сверления отверстий. Независимо от стоимости и бренда, его механические узлы со временем изнашиваются, электронные компоненты выходят из строя. Техническое обслуживание и ремонт шуруповёрта можно доверить специалистам или провести самостоятельно.
- Конструкция и принцип работы шуруповёрта
- Неисправности
- Как разобрать шуруповёрт
- Механические неполадки шуруповёрта
- Ремонт патрона шуруповёрта
- Ремонт регулятор усилий шуруповёрта
- Ремонт редуктора шуруповёрта своими руками
- Замена щеток двигателя шуруповёрта
- Электрические неполадки шуруповёрта
- Замена банки аккумулятора шуруповёрта
- Проблемы с зарядным устройством шуруповёрта
- Как отремонтировать кнопку пуска шуруповёрта
- Двигатель шуруповёрта
Конструкция и принцип работы шуруповёрта
Выявить причину неполадки и отремонтировать инструмент проще при наличии знаний о его конструкции, принципе работы. Шуруповёрт состоит из следующих узлов:
- Кнопка запуска с электронным блоком управления – замыкает электрическую цепь, запуская этим электродвигатель, регулирует частоту вращения его шпинделя – сильнее нажатие –выше обороты и наоборот. В качестве регулятора применяется полевой транзистор, который управляет значением сопротивления токопроводящего канала.
- Электрический двигатель – однофазный коллекторный электромотор постоянного тока, нуждающийся в минимальном техническом обслуживании. Представлен статором в виде магнитов, якорем – ротором и токосъёмными графитовыми щётками. На вал напрессована шестерёнка для передачи вращательного момента редуктору.
- Кнопка реверса – переключает направление вращения патрона, блокирует запуск двигателя.
- Планетарный редуктор – сложный механизм, представленный рядом шестерен различной конфигурации. Состоит из кольцевой, солнечной шестерен и ряда сателлитов, установленных на оси водила. Крутящий момент от солнечной звёздочки, расположенной на валу электромотора, передаётся сателлитам. Они передают механическое усилие кольцевой шестерне. Редуктор понижает высокочастотные обороты вала двигателя, преобразовывая их в низкочастотное вращение патрона. На рынке преобладают двухступенчатые или двухскоростные редукторы.
- Регулятор крутящего момента или трещотка управляет силой завинчивания крепежей в материал. Представлен зубчатой полумуфтой и полумуфтой с шариками, которые подпираются регулируемой пружиной.
- Трёхкулачковый быстрозажимной патрон – применяется для удержания насадок: бит, свёрл.
- Аккумуляторная батарея (АКБ) – источник электрической энергии для двигателя. Бывают никель-кадмиевыми – дешевые и литий-ионными – долговечные.
- Пластиковый корпус с прорезиненной рукояткой.
- Битодержатель – заменяет патрон для работы с насадками с шестиугольным хвостовиком.
В комплект поставки обычно входит пара аккумуляторных батарей и зарядное устройство.
Общий принцип работы прост. При зажатии кнопки запуска электрическая цепь шуруповёрта замыкается, и питающее напряжение подаётся из аккумулятора на обмотки двигателя. Его шпиндель или вал якоря с солнечной шестернёй вращаются, передавая крутящий момент сателлитам. Они воздействуют на неподвижную коронную шестерню или эпицикл.
Частота вращения вала якоря изменяется микросхемой с широтно-импульсной модуляцией: микроконтроллер управляет напряжением, подаваемым на сток полевого транзистора, функционирующего в режиме ключа. Величина сопротивления переменного резистора пропорциональна прилагаемому к кнопке усилию.
Крутящий момент или сила завинчивания устанавливается круговой муфтой. При превышении установленной силы воздействия на патрон срабатывает механизм регулировки нагрузки: усилий пружины не хватает для удержания кольцевой шестерни, и они соскакивает с шариков. Вал электродвигателя начинает вращаться вхолостую, появляется характерный звук трещотки.
Важно! В режиме дрели или сверления трещотка отключается.
Аккумуляторные батареи выдают от 9 до 24 В питающего напряжения. Состоят из аккумуляторных банок по 1 В, соединённых последовательно.
Неисправности
Шуруповёрты, независимо от бренда, изготовлены по единому принципу, и поломки у них общие. Разделяются на механические и электрические. Наиболее распространённые неисправности:
- выход из строя аккумулятора или его составляющих;
- износ графитовых щеток;
- поломка или некорректная работа регулятора оборотов;
- нерабочий реверс;
- выработка механических компонентов.
В последнем случае обычно изнашиваются шестерёнки, особенно в недорогих моделях – изготовлены из полимерных материалов вместо металла, подшипник вала, опорная втулка, штифты.
Признак неисправности | Причина, её устранение |
Посторонние звуки | Износ подшипников якоря двигателя, редуктора, втулок. Компоненты нуждаются в замене, подшипники иногда спасает смазка |
Вибрация, биение | Искривлён вал мотора либо редуктора |
Биение патрона | Изначально некачественная деталь, плохая фиксация патрона – необходимо завинтить крепёжный болт |
Заклинивание, постоянная работа трещотки | Повреждение редуктора: смещение сателлитов, износ шестерёнок или подшипников |
Не запускается | Неполадка с электроникой: не работает кнопка пуска, севший или сломанный аккумулятор, проблемы с зарядным устройством |
В большинстве случаев отремонтировать шуруповёрт можно самостоятельно. Иногда приходится заменять целые узлы, ведь отдельные шестерни не продаются. При необходимости их можно поискать в сервисных центрах. Нередко ремонт заключается в удалении старой изношенной смазки и нанесении новой качественной.
Как разобрать шуруповёрт
Перед ремонтом шуруповерта Макита, Бош, Метабо и иных брендов своими руками из устройства вынимается аккумуляторная батарея. Для этого зажимаются две защелки, и элемент питания извлекается. Разборка шуруповёрта производится на ровной чистой поверхности. Под устройство подкладывается газета во избежание пачканья стола смазкой, находящимся в корпусе мусором.
- Выкручиваются все винты, скрепляющие части корпуса.
- Корпус раскрывается. Если его половины не разъединяются, стоит воспользоваться пластиковой лопаткой, внимательно присмотреться к конструкции. Она может включать скобы –извлекаются перед разборкой.
- Отсоединяются реверсный механизм, переключатель скоростей, пусковая кнопка.
- Аккуратно извлекается содержимое корпуса.
Собирается шуруповерт в обратном порядке.
Механические неполадки шуруповёрта
Если механические неисправности определяются визуально и на слух – вибрации, посторонний шум, работа двигателя без вращения патрона, постоянно срабатывающая трещотка, то для поиска проблем в электронике понадобится мультиметр.
Ремонт патрона шуруповёрта
О неисправности патрона сообщают криво зажатые насадки, биение при сверлении и завинчивании крепежей. Встречается заедание при разведении или зажатии кулачков, их неравномерное выдвигание. Основная причина выхода из строя патрона – износ его комплектующих, выработка смазки.
На заметку! В патронах шуруповёртов Makita, несмотря на качество, стоимость и именитость бренда, нередко бывает биение патрона «из коробки».
Для ремонта патрона его нужно открутить:
- Кулачки максимально разводятся.
- Винт внутри выкручивается отвёрткой по часовой стрелке – имеет обратную резьбу.
- Г-образный шестигранный ключ диаметром 10 мм зажимается в патроне короткой стороной.
- Шуруповёрт переводится в режим сверления или дрели.
- По длинному краю шестигранника наносится удар увесистым деревянным предметом, например, рукояткой молотка в направлении против часовой стрелки.
Металл для этого не годится, оставит вмятины на ключе. Если с первой попытки резьба не срывается, стоит попробовать нанести удар посильнее.
Далее патрон разбирается для выяснения причины неполадки:
- Задняя муфта отсоединяется от передней при помощи отвертки либо ножа путём поддевания по периметру.
- Снимается верхнее металлическое кольцо, напрессованное на основание патрона.
Для этого в патрон вставляется и поджимается толстый длинный болт, чтобы свободно вращался. По нему наносится несколько ударов для выбивания кольца.
- После визуального осмотра делается вывод о его исправности.
При износе деталей придётся покупать новый патрон либо поискать их в магазине, где шуруповёрты продаются и ремонтируются.
- Если всё в порядке, элементы конструкции промываются керосином.
- Затем – смазываются: в шприц набирается не вязкая смазка – литол либо солидол и наносится на подшипник, резьбовые соединения. Менее густой смазку сделает добавление в неё моторного масла.
- Кулачки прячутся в патрон, и он собирается в обратном порядке.
Важно не повредить пластиковую муфту – должна попасть в посадочное место шлицами или насечками.
- Для напрессовывания кольца патрон устанавливается на твёрдую неметаллическую поверхность, сверху кладётся деревяшка, по ней наносятся лёгкие удары.
- Задняя муфта напрессовывается вручную.
Ремонт регулятор усилий шуруповёрта
Вследствие износа зубьев полумуфт сила затяжки инструмента снижается, не соответствует изначальным показателям. Даже максимального усилия может не хватать для завинчивания крепежей в твёрдые породы древесины.
Ремонт ограничителя крутящего момента заключается в:
- его разборе – отвинчивании трёх винтов и вытаскивании содержимого трещотки;
- визуальном осмотре внутренних деталей;
- тщательной очистке элементов от старой смазки и нанесении новой;
- обратной сборке.
При появлении заусениц на деталях вследствие износа или работы при высокой нагрузке их аккуратно снимают надфилем. При явном износе детали заменяются на аналогичные.
При разборе трещотки нередко теряется пружина, выполненная в виде пластины, фиксирующая её регулятор.
Ремонт редуктора шуруповёрта своими руками
Ремонт редуктора шуруповёрта – самый сложный процесс в восстановлении работы устройства. Признаки проблем с механизмом: вибрация, сторонние шумы, холостая работа двигателя – мотор запускается, но патрон не вращается или крутится с прерываниями. Из строя выходит вследствие выработки ресурса, ускоряет процесс недостаток и несвоевременная замена смазки.
Распространённые поломки редуктора:
- износ шестерёнок, особенно пластиковых;
- выработка зубьев венцов;
- деформация вала;
- износ или поломка осей водила, на которых расположены сателлиты;
- выработка подшипника, опорной втулки редуктора;
- износ металлической пластины-прокладки, штифтов.
Для разборки:
- Разбирается пластиковый корпус инструмента.
- Мотор отсоединяется от редуктора путём проворачивания первого против часовой стрелки.
- Снимается тонкая металлическая пластина или шайба посредством поворота.
- Из корпуса вытаскиваются все детали – первая ступень редуктора на пол-оборота.
- Отвинчивается четыре шурупа, снимается металлическая шестерня, запрессованная в пластиковую основу.
- Из цилиндра вытаскивается вторая ступень редуктора.
- С деталей удаляется старая смазка, они промываются в солярке или керосине.
- Визуально оценивается степень износа компонентов, их состояние.
- После выявления повреждённых деталей, их восстановления или замены на новые на все компоненты наносится синтетическая смазка.
- Механизм собирается в обратном порядке.
Важно! Всё складывается в порядке разборки во избежание сложностей при сборке механизма.
В большинстве случаев придётся менять редуктор или искать его компоненты в сервисных центрах, на рынках. Часть деталей можно восстановить, например, изношенные зубья венцов – стороны которых соприкасаются.
Менять пластиковые шестерни на металлические не стоит, ведь шуруповерт рассчитан на небольшие нагрузки. Приложив значительное усилие, электрический двигатель можно вывести из строя.
Замена щеток двигателя шуруповёрта
Графитовые щётки проводят электрический ток между подвижными и неподвижными частями инструмента. Они относятся к расходным материалам, со временем изнашиваются и нуждаются в замене. В одних шуруповёртах доступ к щёткам предусмотрен без разборки устройства, другие придётся разбирать. Дальнейшие действия зависят от конкретной модели шуруповёрта. В общем случае необходимо:
- Разобрать корпус и добраться до щёток.
- Извлечь старые.
- Поставить на их место новые.
- Собрать шуруповёрт и проверить в работе.
Рекомендации и особенности замены щёток:
- Производители рекомендуют устанавливать только оригинальные щётки, хоть аналоги и стоят дешевле.
- Менять компоненты рекомендуется при их износе на 60%.
- При отсутствии нужных щёток можно приобрести запчасти большего размера и сточить графитовый элемент до нужных габаритов на наждачной шкурке.
- В некоторых моделях шуруповёртов, например, от Hilti, придётся перепаивать контакты щёток.
- Посадочное место и коллектор следует тщательно очистить от черного налёта салфеткой, смоченной в спирте.
- Впадины между пластинами прочищаются при помощи тонкого деревянного предмета либо очень мелкой «наждачки» с размером зерна от 800 грит.
На заметку! В умелых руках процесс ускорит отрезной круг по металлу для бор-машинки или тонкий металлический предмет.
Электрические неполадки шуруповёрта
Электрические неполадки заключаются в невозможности запустить инструмент, самопроизвольном старте двигателя, перебоях с подачей электропитания. Иногда не работает реверс или регулирование оборотов при изменении прилагаемого к кнопке запуска усилия.
Замена банки аккумулятора шуруповёрта
Срок службы аккумулятора ограничен 3-6 годами. Неправильная эксплуатация сокращает срок службы элементов питания. Определить, виновна ли батарея в том, что двигатель шуруповёрта не запускается, просто – её можно поставить в иное устройство или заменить на вторую. Также можно:
- Полностью зарядить – пока не начнёт гореть зеленый индикатор на зарядке. В зависимости от ёмкости процесс занимает до пары часов.
- Измерить разницу напряжения на клеммах аккумулятора при помощи вольтметра или мультиметра.
В последнем случае измерительное устройство переводится в режим работы с напряжением постоянного тока (DCV) в пределах 10-20 В. Аккумуляторные батареи выдают от 9 до 18 В, напряжение указывается в технической документации и на корпусе устройства.
Если значение равно нулю или близкое к нему – АКБ полностью разряжена либо неисправна. Вдруг остаётся таким после зарядки – элемент питания вышел из строя.
Производители батарей не рекомендуют ремонтировать их самостоятельно. Кто решится, необходимо:
- Разобрать корпус аккумулятора, выкрутив все винты.
- Визуально осмотреть контакты на предмет повреждений, окислов.
- Проверить напряжение каждой банки или бочонка после полного заряда батареи. Если одна или несколько выдают менее 1 В, их придётся заменить.
- Отсоединить повреждённый элемент посредством паяльника.
- Приобрести аналогичный с учётом номинала, наполнения или извлечь из второго источника питания, если такой имеется.
- Припаять бочонок на место старого.
- Собрать аккумулятор.
- Зарядить и протестировать его после.
Важно! Бочонки номиналом ниже 0,9 В со старого аккумулятора брать не следует из-за пониженного напряжения.
Проблемы с зарядным устройством шуруповёрта
Если аккумулятор не заряжается, не стоит торопиться разбирать его. Возможно, неисправно зарядное устройство (ЗУ). Для проверки:
- Оно включается в сеть 220 В.
- На тестере выбирается номинал 20 В либо 200 В, если используется батарея с напряжением 24 В.
- Заменяется напряжение на клеммах ЗУ.
Если оно ниже указанного в паспортных данных или на корпусе устройства значения, элементы зарядного блока вышли из строя.
- Его корпус разбирается путём отвинчивания крепёжных элементов.
- Проводится визуальный осмотр навесных компонентов для поиска мест окисления контактов, подгорания, вздутых конденсаторов.
- Элементы схемы прозваниваются тестером.
Очень высокое сопротивление свидетельствует о разрыве цепи.
Очень низкое – признак короткого замыкания.
- Неисправные элементы заменяются на аналогичные, и корпус собирается.
- Проводится тестирование устройства.
В режиме ожидания мигает зелёный, зарядки – светится красный, после восполнения ёмкости батареи – загорается зелёный.
Как отремонтировать кнопку пуска шуруповёрта
Кнопку стоит разбирать, если:
- после её зажатия не стартует электродвигатель;
- мотор запускается резко – не работает плавный запуск;
- для запуска электромотора нужно сильнее нажимать на кнопку, чем ранее;
- двигатель стартует самопроизвольно.
Для диагностики:
- От шуруповёрта отключается аккумулятор.
- Закорачиваются контакты, идущие к батарее.
- К выходу кнопки подключаются щупы мультиметра в режиме измерения напряжения. При исправности цепи на экране отобразятся нули, при разрыве – цифры стремятся к бесконечности.
- Далее кнопка разбирается – при помощи отвертки нужно поддеть защёлки.
Иногда из строя выходит транзистор, для его тестирования сгодится мультиметр с функцией прозвонки диодов. Окислы на контактах удаляются ластиком или мелкой наждачной шкуркой, оторванные провода – припаиваются, искривлённые контакты – выравниваются пинцетом, мусор и пыль – удаляются. При возможности, элементы продуваются сжатым воздухом.
На заметку! Осуществляя разбор шуруповёрта, важно не потерять клеммы и пружину, запомнить порядок установки деталей: какие компоненты куда ставятся, какие элементы в какие пазы входят, подключить все клеммы.
Двигатель шуруповёрта
Электромотор помещён в цилиндрический корпус. Если всё проверено и подремонтировано, а движок не запускается, причину поломки стоит поискать в нём. Двигатель отсоединяется от редуктора и пусковой кнопки. После измеряется сопротивление обмотки якоря мультиметром: щупы прикладываются к противоположным контактам – пластинкам. И так по кругу, значения записываются.
Если они одинаковы – погрешность не превышает пары процентов – двигатель исправный. Высокое сопротивление свидетельствует об обрыве, пониженное – о коротком замыкании.
Для проверки изоляции мультиметр переводится в режим измерения сопротивления 200 Ом, один щуп прикладывается к пластине якоря, как ранее, второй – к корпусу коллектора. Измеряются сопротивления между корпусом и каждой ламелью якоря.
Единица свидетельствует, что все в порядке, ноль или иные цифры указывают на пробой изоляции. Якорь можно сдать на перемотку специалистам либо приобрести новый. В каждом случае ряд преимуществ и недостатков.
Важно, чтобы пластины были ровными, иногда они изнашиваются по указанные ниже поры, если щётки меньше размера коллектора. Выступы по периферии можно удалить мелкой наждачной бумагой с зернистостью минимум 800 грит.
Всё делается медленно и очень аккуратно, чтобы не зацепить лишнего.
Для самостоятельного ремонта шуруповёрта нужен минимальный набор инструментов и смазка для механических узлов. Возможно, последние придётся менять полностью или частично, иногда изношенные детали восстанавливаются, например, венцы. Важно немного разбираться в механике, электрике, уметь пользоваться мультиметром. Детали вроде штифтов или шестерёнок дешевле отыскать в ремонтной мастерской, чем покупать весь узел в сборе.